ERAIHM 
Улучшение потенциала исследований и сотрудничества
ИГМ НАНУ в Европейском исследовательском пространстве

ПОСЕЩЕНИЕ УКРАИНСКИМИ ЧЛЕНАМИ КОМАНДЫ ERAIHM
ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДЕЛЬФТА:
Дельфт, Нидерланды (5-10 марта 2012)

В марте 2012 года состоялся визит украинских участников проекта ERAIHM в Технический университет Дельфта (Нидерланды). В делегацию Института гидромеханики вошли координатор проекта ERAIHM проф. Евгений Никифорович, секретарь проекта к.ф.-м.н. Валерий Олийнык и асп. Нина Дмитренко. Эта поездка была приурочена к проведению учебных мероприятий по проектам CREDO и IEMAST, выполняемых в рамках европейской образовательной программы TEMPUS. Вся приглашенная группа насчитывала более двадцати представителей из Украины, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Боснии и Герцоговины. Во всех мероприятиях активное участие принимали также партнеры из Королевского технологического института (Стокгольм, Швеция).

В ходе визита делегация ИГМ имела возможность не только провести личные консультации с партнерами по вопросам выполнения текущих заданий по проекту ERAIHM и спланировать работу на ближайшую перспективу, но и ознакомиться с опытом организационной, научно-исследовательской и преподавательской деятельности в области технологического менеджмента и промышленной экологии в ТУ Дельфта, а также упрочить и расширить контакты с коллегами из высших учебных заведений СНГ. Все перечисленное полностью отвечает букве и духу положений проекта ERAIHM, предусматривающих повышение известности и привлекательности нашего института для международного сотрудничества.

Если наших коллег из вузов интересовали в первую очередь вопросы организации и методики преподавания, особенности разработки учебных курсов по новым специальностям, то для исследователей из ИГМ наибольшую ценность представляло само восприятие концепции устойчивого технологического развития как своеобразной системы координат, в которой должны мыслить современные ученые и инженеры.

5 марта (день прибытия) было посвящено сбору группы и обустройству на новом месте. Вечером прошло организационное совещание с уточнением распорядка работы. С полной программой запланированных и проведенных мероприятий можно ознакомиться здесь: [PDF].

6 марта началось со знакомства с историей развития ТУ Дельфта, начиная с момента его основания в 1842 г. согласно указу короля Виллема II в качестве Королевской академии для обучения гражданских инженеров - первого учебного заведения такого типа в стране. Ныне ТУ Дельфта с его 17-тысячным студенческим корпусом и почти 2600 преподавателей стал одним из ведущих технических вузов Нидерландов, научной и инженерной школой, получившей широкое признание во всем мире. Недаром 15% учащихся здесь составляют студенты, приехавшие из других стран. Вдумайтесь, в небольшом Дельфте каждый пятый имеет отношение к университету!

Научная программа первого дня была посвящена проблемам устойчивого развития. Особенно сильное впечатление произвела лекция "Технологический вызов: удовлетворение потребностей людей в устойчивом мире", прочитанная почетным профессором технологий окружающей среды признанным экспертом в этой области Лео Янсеном, занимавшим в свое время ответственные государственные посты. В его выступлении была подчеркнута необходимость перейти от понимания устойчивого развития как стратегического прагматизма в экономическом развитии к трансдисциплинарной концепции, в рамках которой взаимодействуют культура общества, задающая ценностные ориентиры, его структура, определяющая организацию, и технологии, дающие средства для продвижения к поставленным целям.

7 марта, учебная сессия по опыту участия в РП7. Исследователи и научные менеджеры из ТУ Дельфта представили опыт участия университета в проектах РП7. Украинские участники ERAIHM вместе с партнерами из КТИ и ТУ Дельфта обсудили идеи подачи совместных предложений на будущие конкурсы по РП7 в области энергетики и окружающей среды, а также по программе Марии Кюри.

В ходе дискуссии основной упор был сделан на вопросах промышленной экологии как одной из важнейших составляющих устойчивого развития. Современный этап научного мышления в развитых странах Европы характеризуется решительным поворотом от промышленной экологии как учения о материальных и энергетических потоках через промышленные системы к более широкой ее трактовке как системного мультидисциплинарного дискурса, направленного на изучение поведения, возникающего в сложных интегрированных системах типа человек-природа. По сути, вопрос ставится так: либо человек индустриальный установит устойчивый симбиоз с природой, либо экосистема Земли будет восстанавливать равновесие уже без человечества. Поэтому в рамках поставленной перспективной задачи в течение ближайших десятилетий более чем на порядок поднять эффективность хозяйствования из одна ведущих ролей отводится решительному снижению экологического давления промышленности и сельского хозяйства, а также установлению замкнутых межотраслевых циклов с как можно более полным использованием отходов каждого из видов производства как сырья для других.

Вечером команда ERAIHM с удовольствием посетила заседание студенческого Энергетического клуба, где прошло живое обсуждение перспектив развития альтернативных источников энергии в индустрии страны, ведь известно, что Нидерланды - один из мировых лидеров в области ветровой энергетики. Мы убедились, что именно такие мероприятия, проводимые в дополнение к основному учебному плану, и способствуют воспитанию квалифицированных инженеров и менеджеров, видящих перспективу устойчивого развития общества и свое достойное место в нем.

8 марта для членов команды ERAIHM стало днем напряженной совместной работы с партнерами по проекту - др. Линдой Камп и др. Яко Квистом. Были подробно обсуждены текущие вопросы, касающиеся выполнения запланированных заданий по бэккастингу и оцениванию инновационной привлекательности энергетического сектора Украины, выработке видения перспективного развития системы теплоснабжения Киева до 2030 г. Уточнены параметры, структура и масштаб сопутствующей модели городского теплоснабжения. Подчеркнуто, что разрабатываемая модель является не столько физической системой, как средством принятия решений. Детально обсуждена структура планируемых интервью с заинтересованными сторонами и отмечена проблема поиска таковых на высоком уровне в максимально сжатые сроки.

Во время посещения студенческого городка большой интерес вызвала презентация аэрокосмическим факультетом своих разработок в области транспортных средств с солнечным приводом. Команда ТУ Дельфта - постоянный участник и многократный победитель (с 2001 по 2007) знаменитых гонок солнечных автомобилей в Австралии, а также престижных состязаний Frisian Solar Challenge для лодок на солнечной тяге. Заслуживают внимания также проекты электрического генератора с использованием управляемого компьютером воздушного змея и "супербаса" - прообраза автобусного транспорта будущего.

9 марта нам была предоставлена возможность воочию увидеть достижения Нидерландов в сфере устойчивого развития и промышленной экологии. В этот день мы посетили систему уникальных гидротехнических сооружений на Северном море в районе дельты рек Шельда-Рейн-Маас, служащую для защиты страны, более половины которой лежит ниже уровня моря, от наводнений. Из-за своей воистину циклопической масштабности проект "Дельта" (именно таково его официальное название) признан одним из Семи современных чудес света. Точные временные рамки его осуществления очертить трудно, но стимулом к началу работ стало самое сильное в истории катастрофическое наводнение 1953 года. Период наиболее интенсивного строительства пришелся на 1970-1980-ые гг., а проект в целом считают завершенным к 1997 г., хотя некоторые источники указывают даже на август 2010 г., а ведущиеся мероприятия по модернизации и замене лицевых стенок в районе восточной Шельды рассчитаны на период 1996-2015 гг. Всего построено порядка 2400 км основных и 14080 км вспомогательных дамб, а также более 300 строений, на что затрачено до 2.5 млрд €.

Команда ERAIHM посетила крупнейшую из 13 дамб проекта - Остершельдекеринг. Это сооружение имеет высоту от 36 до 40 м, а 62 пролета, на которых крепятся стальные ворота-затворы имеют длину 42 м. В действительности по принципу своей работы гидросооружения "Дельты" можно назвать скорее системой шлюзов, чем дамб: в обычных условиях затворы открыты и не препятствуют приливам и отливам. Шлюзовые механизмы закрываются только в особых случаях совпадения штормового ветра с моря с приливом, что может вызвать угрожающие затоплением нагонные явления. Таким образом, система построена так, чтобы оказывать как можно меньшее влияние на естественные процессы в окружающей среде.

В этот же день мы посетили природоохранную зону на острове Тингеметен, представляющую собой уникальный экологический объект - некогда сельскохозяйственную территорию, возвращенную дикой природе. В этом месте была разрушена система малых ирригационных дамб и каналов, пронизывающих Нидерланды, и воссозданы первозданные условия для обитания диких видов животных. Надо сказать, что во время всего визита нас буквально поражало обилие диких водоплавающих птиц, соседствующих с человеком.

10 марта - день отлета. Вместе с дорожными впечатлениями мы унесли с собой большое уважение к народу, буквально отвоевавшему свою землю у моря, сделавшему ее краем благополучия и процветания и вдумчиво вглядывающемуся в перспективы развития страны, европейского континента и всего человечества.

До свидания, Дельфт! До встречи, Нидерланды!